2. Система управления учреждением.
Управление школой выстроено с учетом особенностей деятельности. В 2014 - 2015 учебном году школа продолжила экспериментальную апробацию муниципальной модели основного общего образования, вхождение в данный эксперимент школа осуществила в числе первых 9 школ города Перми. Школа активно работает в статусе общественно - активной школы, получила сертификат, подтверждающий ее статус. За последние годы изменился возрастной состав педагогов. Увеличение количества молодых специалистов потребовало новых подходов в работе с кадрами. В течение последних двух лет работа с кадрами выстроена в режиме проектов. В рамках муниципального конкурса «Проект года» школьный проект «Школа 21 века - школа молодых» стал победителем районного этапа и лауреатом муниципального тура. В данном учебном году по образовательной программе НОО выпускался первый выпуск. Управлению школы необходимо было провести анализ реализации данной программы в контексте сформированности заданных параметров качества образования. В 2014 - 2015году заканчивался срок реализации программы развития «Гражданское образование и гражданское становление личности». В соответствие с программой развития учреждения педагогический коллектив школы продолжил работу по реализации приоритетов гражданского образования, выражающегося в следующих положениях: - интеграция элементов гражданского становления личности и духовно-нравственной культуры, содержащихся во всех образовательных областях, особенно в дисциплинах гуманитарного и естественнонаучного циклов, в целях знакомства обучающихся с наиболее актуальными обобщенными знаниями о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, другим людям и об основных областях общественной жизни (экономике, политике, праве, социальных отношениях, духовной культуре);
- формирование способности успешной ориентации в социальной реальности, в приобретении опыта освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.п.), проявлении уважительного отношения к иному мнению, толерантности, нетерпимому отношению к ксенофобии, этнофобии, шовинизму, ведению диалога, умению конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, осуществлению жизненного выбора;
- оказание педагогической помощи обучающимся в усвоении идеалов и ценностей демократического общества, патриотизма, осознанию себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране и мире;
- повышение качества образования, созданию условий осознания учащимися личной значимости и ценности качественного образования;
-формирование готовности к профессиональному самоопределению.
Перед управлением школы стояла задача отрефлексировать эффективность ее реализации и выработать стратегические цели для реализации в новой программе развития.
Управляющая система учреждения представлена персональными (директор, заместители директора, учителя, классные руководители) и коллегиальными органами управления (Управляющий совет, Наблюдательный совет, Педагогический совет, Методический совет, совет учащихся).
В начале учебного года в соответствие со стратегическими и тактическими целями управления распределяются функциональные обязанности между членами администрации, ответственность и результаты деятельности.
Администрацию школы отличают деловые коммуникации, высокий профессионализм, понимание роли науки в современных условиях, уровень культуры, честность, ответственность и в то же время рассудительность, способность быть во всех отношениях образцом для окружающих, устанавливать контакты с партнерами и властями, успешно преодолевать внутренние и внешние конфликты. В 2014 - 2015году стратегическими целями управления были: реализация проекта ММОШ, работа с молодыми специалистами, выстраивание системы оценки качества образования в начальной школе, подготовка новой программы развития учреждения. Стратегические цели управления успешно реализованы и получили положительную внешнюю оценку (смотри информацию в начале текста). Выстроена школьная модель оценки качества образования в начальной школе на основе партнерских отношений с семьей и включением учащихся в самоанализ, которую можно назвать авторской .
Тактические цели управления связаны с реализацией положения об оценке качества образования в целом и реализации отдельных подпроектов как – то - внедрение профессиональных проб и практик, тьюторство в основной школе, мониторинг воспитанности учащихся.Наряду с традиционными методами контроля (посещение и анализ урока, анализ школьной документации) в учреждении применяются новые технологии (по персоналиям учащихся и учителей):
-социологические методы (анкетирование, интервьюирование, фокус - интервью, беседы, наблюдения, экспресс - опросы и др.);
- информационно-аналитические методы (многофакторный анализ, квалиметрия, статистические и др.);
- методика отсроченного оценивания результатов школьного образовательного процесса (наблюдение за успешностью выпускников школы, их трудоустройство и получением профессионального образования);
- методы моделирования протекающих в учреждении процессов - образовательного, воспитательного и их вероятностное и имитационное моделирование;
- технология диагностической постановки образовательных целей (по М.В.Кларину);
- рейтинг личного успеха учащихся (листы успеха по КСК, дискриптивные характеристики в начальной школе, портфолио);
- компьютерные средства контроля (соу по предмету, классу (в положительной динамике, реализация учебного плана и программ, учебное расписание, тарификация, электронный журнал и электронный дневник и др);
- использование процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности.
Выбор критериев при организации контроля зависит от ряда формальных показателей (результаты итоговой и промежуточной аттестации, результаты участия в олимпиадах и творческих конкурсах, занятость в системе дополнительного образования, развитие материальной базы и др.) и личных достижений ( прирост в среднем уровне обученности (соу), успехи в исследовательской и творческой деятельности). Понимая важность вертикального контроля административной командой, учреждение в то же время развивает формы горизонтального контроля (обобщение и презентация опыта на МО, разработка текстов контрольных работ и их утверждение на МО, выбор приоритетов для развития МО в форме технического задания, анализ и экспертиза рабочих программ, исполнение обязанностей экспертов и коучеров и др.).
Приоритетными формами контроля являются директорские и независимые контрольные работы по итогам четверти, защиты проектов уч - ся по итогам четверти в начальной школе и на КСК, экзамены промежуточной аттестации в переводных 2 - 8,10 классах, тематические целевые зачеты по инициативе администрации, мастер - классы учителей. Виды контроля обсуждаются с руководителями МО и педагогами, находящимися на индивидуальном контроле.
Ответственность за документирование образовательного процесса разделена между участниками управления:
- учителя отвечают за ведение классных (бумажных и электронного) журналов, заполнение протоколов промежуточной аттестации, оформление рабочих образовательных программ, ведение личного портфолио, представление отчетов о личной методической работе в форме методической карты;
- заместители директора отвечают за расписание учебных занятий, планирование деятельности по воспитательному и образовательному процессам, ведение книг выдачи аттестатов, ведение протоколов педагогического совета, журнал учета посещений учащихся. подготовку проектов приказов по закрепленному участку деятельности ;
- специалисты кадровой службы отвечают за ведение личных дел, трудовых книжек, заполнение баз данных, ответы на запросы по учащимся и сотрудникам.
Государственно-общественное управление и социальное партнерство.
МАОУ «СОШ № 100» г.Перми является автономным образовательным учреждением. Органы государственно - общественного управления школой - Наблюдательный совет, Управляющий совет, педагогический совет учреждения, совет учащихся. В течение 2014 - 2015 учебного года Наблюдательным советом проведена следующая работа:
- проведено 5 заседаний, на которых рассмотрены следующие вопросы: - принята новая редакция Устава школы; - утвержден план финансово - хозяйственной деятельности и рассмотрены, обсуждены изменения в план ФХД; - утвержден план закупок и проанализировано исполнение плана закупок по кварталам; утвержден новый вариант положения о закупке, рассмотрены другие вопросы в рамках компетенции Наблюдательного совета. Доходы и расходы, заложенные в Плане финансово - хозяйственной деятельности, произведены в полном соответствии с утвержденным планом. На заседании Управляющего совета школы обсуждались такие вопросы как утверждение учебного плана, режима деятельности учреждения, стимулирующие выплаты работникам за качество и результативность труда, реализация образовательной программы начального общего образования, реализация эксперимента в основной общей школе, реализация программы развития школы, определены направления для разработки новой программы развития учреждения. Большое внимание Управляющего совета уделялось развитию в учреждении новой роли педагога- тьютора как условия реализации индивидуального подхода к ребенку в основной и старшей школе. Проведен анализ выполнения школьной программы «Кадры» в свете новых требований к современному педагогу. На заседаниях педагогического совета рассматривались вопросы реализации программы развития учреждения « Создание условий гражданского становления личности», образовательной программы начального общего образования, реализации муниципальной модели основного общего образования, развития дополнительного образования, реализации городских проектов: общественный заказ учреждению, внедрение робототехники, развитие метапредметных умений школьников, портфолио ученика. Основными целями работы в области социального партнерства являются повышение эффективности деятельности школьного сообщества и активизация сотрудничества школы, родителей и других социальных партнеров.
Педагогический коллектив школы стремится использовать все возможности для усиления практической направленности учебных и воспитательных мероприятий, вовлечения
обучающихся в активную социально - значимую деятельность, привлечения детей и взрослых к внеклассной и внешкольной деятельности.
Школа сотрудничает с образовательными учреждениями:
- Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом;
- Пермским государственным научно - исследовательским университетом им. А.М.Горького.
- Пермским Государственным Торговым университетом
С общественными организациями и объединениями:
- «Тетрадка Дружбы»
- «Добрые дети мира»
- Ассоциация общественно-активных школ;
Социальными партнерами школы являются так же музеи и библиотеки города. Давний партнер и спонсор учреждения ОАО «Лукойл - Пермнефтеоргсинтез», помогающий школе решать как проблемы содержания учреждения, так и активно участвующий в организации профессиональной ориентации школьников, в воспитании трудолюбия, ответственности за результаты своего труда. Использование музейных, в том числе музея объединения, и библиотечных фондов включено в образовательные программы школы. Ряд занятий проводится в экскурсионном режиме.
В школе реализуется проект сотрудничества с ОАО «Лукойл - Пермнефтеоргсинтез», который представляет собой конкретный вариант вовлечения школы в систему социального партнерства. Благотворительность - одно из важных направлений социального партнерства. В 2014 - 2015 г. школа провела следующие благотворительные акции:
- социальные акции по сбору макулатуры,
- по борьбе с табакокурением, алкогольной и наркозависимостью;
- предоставление жителям беговой, волейбольной и футбольной площадок;
- оплата услуг тренеров команд по мини-футболу, волейболу;
Школа ежегодно принимает участие в организации таких праздников в микрорайоне,
как «День знаний», «День Матери», «Масленица», «День Победы», «День защиты детей».
Социально - полезная и волонтерская деятельность школы отмечена многочисленными
благодарственными письмами от Лиги по мини-футболу, МУДОД «Здоровье», совета ветеранов, ТОС «Декабристов 100».
В рамках деятельности как общественно - активная школы учреждение создает условия для формирования у учащихся навыков гражданской активности и компетентности через партнерские отношения со всеми субъектами образовательного процесса и жителями сообщества через совместное решение социально-значимых вопросов. В рамках деятельности, организованной совместно с другими членами ОАШ, учащиеся школы приняли участие в таких мероприятиях как «Один день из жизни ОАШ» (7в класс), в фестивале «ЭкоПарма» приняли участие 3 детских коллектива - 2 группы студии «Серебряный голосок» и театр экологической моды. Все коллективы заняли 1 места в своих номинациях. В традиционной акции «Дедморозим» приняли участие 9 классов. Была подготовлена команда для участия в открытых дебатах по теме
«Креативный город» из числа учащихся 8б класса. Традиционно принимали участие в лагере актива «Ледокол» в марте 2015 года. Разработанный учащимися проект «День без мусора» был реализован в апреле 2015 года.. В течение 6 лет школьники оказывают помощь приюту для бездомных животных в рамках акции «Доброе сердце» (в данном году самую большую активность проявили 18 классов из 33). Очень творчески участвовал коллектив школы в акции «Читаем детям о войне», в рамках которой готовились и выступали не только учителя, но и старшеклассники для младших школьников.
Управление школой осуществляется в рамках нормативной базы школы: положений о Наблюдательном совете, Управляющем совете, педагогическом совете, совете учащихся, положении об организации учебного процесса в основной школе в рамках реализации ММОШ, положения об индивидуальном учебном плане, Положения о системе оценки качества, Положения о мониторинге воспитанности школьников, положений о МО, положений о творческих группах, о правах и обязанностях учащихся, положения об администрации учреждения. |